Россияне не смогут получить кредит в банках и микрофинансовых организациях, если траты на его погашение превышают половину совокупного дохода семьи. Госдума планирует завершить разработку соответствующего законопроекта осенью 2018 года (ссылка на новость: https://tass.ru/ekonomika/5547817?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop)
Что хорошего в этом решении?
Благодаря нововведению несколько повысится качество кредитной клиентской базы, увеличатся шансы на снижение уровня невозвратных кредитов по стране в целом. Если население не в состоянии просчитать свои доходы и расходы, спрогнозировать темпы возврата кредитов и ставит под угрозу стабильность банковского сектора, то государство берет на себя функцию регулирования потока граждан, кто и на какие суммы кредитов может претендовать. Отмечу, что решение не спасет банковский сектор в целом. Это лишь снижает давление на банковские структуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В этой ситуации хочется вспомнить последние исследования рейтингового агентства Fitch (новость можете прочитать, например, вот тут: https://www.kommersant.ru/doc/3713552), которые занялись изучением потенциала проблемных кредитов по 20-ти крупнейшим банкам страны. Всем выданным займам дали оценки от первого места (хорошие кредиты), до третьего (обесцененные, реструктурированные, с просрочкой платежа более 90 дней и т.д.). Кредиты третьей стадии в среднем занимают порядка 11%, а второй стадии около 8%. То есть мы понимаем, что значительный объем кредитов неудовлетворительного качества. Решение об ограничении выдаваемых сумм с оглядкой на официальный доход – явный путь к повышению качества кредитов, что является международной практикой.
Из негативных последствий отмечу потенциал роста спроса на микрокредитование, где требования к выдаче займа всегда были лояльными и что будет загонять население в долговую яму гораздо хуже, чем банковские кредиты.
Мария Сальникова