Платить налог нужно с прибыли от сделки. То есть с разницы между доходами от продажи биткоина и расходами на его покупку.
Например, в 2017 году кто-то купил один биткоин. Тогда он стоил тысячу долларов. И в том же году его продали за 10 тысяч долларов. Заработал условные 550 тысяч рублей — это разница между доходами и расходами по сделке. С этой разницы нужно заплатить НДФЛв бюджет, а сам доход задекларировать. Доходы и расходы нужно чем-то подтвердить.
Если купил биткоин за 15 тысяч долларов, а продал за 13 тысяч, бюджет что-то возместит?
Нет, убытки бюджет не возмещает. И перенести их на будущие годы, чтобы потом уменьшить доход, тоже нельзя.
Если в прошлом году от сделки с биткоинами был убыток, а в этом удалось заработать на криптовалютах, то нельзя зачесть убыток прошлого года в счет прибыли текущего.
Как налоговая узнает, что я получил доход?
Налоговая может и не узнать. А может и узнать. Банки передают в налоговую информацию по счетам клиентов — это их обязанность по закону. Они делают это не автоматически, а при проверках и на основании документов. Но кто знает, когда налоговая решит запросить данные о движениях по счету конкретного человека.
Это может быть информация о продаже тортиков в соцсетях*. Или сомнения в расходах на покупку квартиры. Да мало ли что еще. Если налоговой нужно, она и экспертизу подписи на договоре купли-продажи проведет, и даже в семейных отношениях разберется. Это ее обязанность — искать, кто недоплатил налог или скрыл доходы.
У налоговой больше информации, чем многие думают. Когда мы покупаем кефир в супермаркете, налоговая знает, кто, где и за сколько купил кефир конкретной марки. Неизвестно, как она обрабатывает эту информацию, но то, что эта информация туда поступает, это описанный в законах факт: помогают онлайн-кассы, скидочные карты и подписки. Все с нашего согласия и по нашей инициативе.
*
Информацию скопировала из открытого источника. При обращении правообладателя укажу ссылку на автора.